Соглашение о ЗСТ между Украиной и Турцией может быть подписан в 2018 году — посол
Опубликованно 21.11.2017 13:14
Для турецко-украинских торговых отношений главное — создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Договор длительный, и процесс затягивается. Когда будет ЗСТ, а что мешает?
Действительно, в наших двусторонних отношениях не хватает свободного торгового Соглашения. Нынешний уровень товарооборота составляет менее 4 миллиардов долларов в год, не соответствует нашим реальным возможностям.
Переговоры о ЗСТ начались еще несколько лет назад. Конечно, обе стороны имеют определенные чувствительные секторы в этом вопросе. Но мы хотим, чтобы украинская сторона имела более широкой перспективе на ЗСТ. Благодаря ей, мы сможем довести объем взаимной торговли до 10 миллиардов долларов в год, и даже до 20 млрд. долл. Действительно, в 2008 году объем товарооборота составил около 8 миллиардов долларов. кроме того, соглашения о свободной торговле касается не только торговли. Он также оказывает положительное влияние на инвестиции. Когда представители бизнеса находят, что Украина и Турция подписали договор, они будут иметь больше уверенности, чтобы инвестировать. Они постоянно говорят мне об этом.
Вы сказали, что во время переговоров по ЗСТ, стороны имеют "чувствительные сектора". Если говорить о Турции, в каком смысле?
Нам очень трудно полностью либерализовать сельское хозяйство. Но это не помешало соглашения о ЗСТ с более чем 30 других странах. И мы просим, что украинская сторона подошла к переговорам с более широким взглядом и увидела какую пользу он принесет ей в конце концов. На самом деле, в последние 15 лет, Украина имела преимущество в торговле. Вероятно, после заключения ЗСТ с Турцией, это будет продолжаться. Переговоры проходят каждые несколько месяцев: в конце октября состоялся очередной раунд переговоров, в котором приняли участие делегация в составе 10 представителей Турции. Я не могу комментировать детали. Понятно, что каждый отстаивает свою позицию. Тем не менее, мы должны понимать, что в условиях свободной торговли страна, которая приобретает в одной области, а другая сторона-другое. Однако в конечном счете оба выигрывают.
Мы можем сейчас говорить о конкретной дате подписания соглашения о ЗСТ и перспективы далекого будущего? Насколько реально ратифицировать его в 2018 году?
Если бы у нас было еще несколько встреч, то в теории Контракт может быть подписан в этом году. Но на данном этапе это не реально. Мне также нужно акцентировать внимание на том, что в 2013 году мы уже достигли определенного этапа в переговорах о ЗСТ. Но после этого Украина начала бурных событий, и страна столкнулась с экономическим кризисом. Поэтому потребовалось дополнительное согласование. Но мы не должны терять тот прогресс, который был достигнут на переговорах. Будем надеяться, что к 2018 году, Соглашение о ЗСТ будет подписано, и это не помешает административного потенциала украинской стороны.
А не кажется ли Вам, что затягивание подписания договора о ЗСТ является политически мотивированным? Фактор потепления российско-турецких отношений на фоне резкого похолодания в украинско-российский диалог, возобновление Вашей страны переговоры с Россией о запуске "турецкого потока", против которой выступает Украина, Турция отказалась вводить антироссийские санкции...
Такие мысли меня никогда не посещали. ЗСТ-это не вежливость, что Турция просит Украину. Это взаимовыгодное соглашение. Турецкая сторона всерьез хочет подписать соглашение о ЗСТ с Украиной. Но турецкие эксперты недоумевают, почему украинская сторона не шире ожидания от стратегических решений ЗСТ об увеличении объемов их торговли с миром. На мой взгляд, в этом процессе было бы логично ожидать, что приоритет будет отдан Турции. Недавно Украина подписала соглашение о ЗСТ с другими странами. Но, если посмотреть на существующий объем торговли Украины с этими странами, они несопоставимо малы по сравнению с объемами украинско-турецкой торговли.
На русский Размер, это не повлияет на турецко-украинские контакты в эту сторону. Наши отношения с Украиной не в результате отношения с Россией (т. е., не на их основе). Турецко-украинские отношения имеют определенные достоинства, как в экономике, и в политике.
Многие страны, включая Украину, являются серьезной торговли с Россией.
Политические контакты с Россией продолжаются. Но общий подход наших партнеров и союзников (в частности НАТО) заключается в том, что мы выступаем против России, когда мы видим, что она действует вопреки международному праву и интересам нашей безопасности, но в то же время, мы сохраняем открытыми каналы для диалога. Кстати, страны ЕС по-прежнему имеют стратегическое торговля с Россией.
Я намекал на то, что Украина затягивает с подписанием ЗСТ, стремится дать понять Турции, что уступки возможны, но в обмен на пересмотр некоторых позиций турецкой стороны в отношении России (в частности, на "турецкий поток" и антироссийские санкции). Такие политические маневры...
Наши отношения с Украиной настолько хороши, что мне бессмысленно думать о таком. Это я говорю как инсайдер. И подписание соглашения о ЗСТ не может рассматриваться как элемент политического торга. Я не вижу связи между позицию Турции по санкциям против России и ЗСТ с Украиной (которая будет на пользу и Украине, и Турции). Наши торговые отношения с Украиной могут продолжиться даже без ЗСТ. Но когда он, наконец, пришел к выводу, мы сможем удвоить или утроить объемы двусторонней торговли и инвестиций.
Продолжая разговор о какой-то политической подоплеке наших экономических отношений, я хотел бы резюмировать одной точке. В октябре, во время визита в Киев Реджеп Тайип Эрдоган. И украинские СМИ обратили внимание на тот факт, что президент Турции, отвечая на вопрос об уклонении от страны от антироссийских санкций, перевел разговор на другую тему. Вы можете прокомментировать реакцию Эрдогана?
Легко. Турция находится в таком месте, где всегда может быть один или несколько стран, против которых ввели санкции, группа других государств. Но в большинстве случаев, решения о санкциях принимаются на совещаниях, в которой Турция не участвует, однако, мы ожидаем, что мы присоединимся к ним. Таким образом, Турция имеет свою принципиальную позицию: мы поддерживаем санкции только тогда, когда они требуются, это санкции ООН. Кроме того, санкции не являются эффективными во всех случаях. Турция на 50-55% зависит от российского газа, и мы продаем в России, в основном, фрукты и овощи. Наша ситуация отличается от ситуации некоторые из наших партнеров.
Брюссель с нами не посоветовались, когда решение о санкциях против России. С другой стороны, у ЕС есть какие-то средства, чтобы смягчить негативный эффект от этих санкций в их секторах экономики, особенно для сельского хозяйства. И Турция не получит ничего из этих средств. Кроме того, если Вы посмотрите на инвестиции из некоторых стран в Россию вырос за последние несколько лет, Турция не является одним из них.
Возвращаясь к аспекту отношений Турции с Россией, я хочу отметить, что они не наносят вред Украине. Что мы имеем здоровые преимущества диалога и Вашей стране. Самый свежий пример-релиз заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров и Ахтема чийгоза.
Однако, некоторые украинские СМИ и радикальных сил думать, что Турция-это не совсем друг, просто друзья с России...
Я не знаю, какие СМИ идет речь. Это не то, что я в основном вижу в СМИ, и, конечно, не то, что я узнаю на встречах с украинскими чиновниками. Россия является важным игроком не только на севере Турции, но он также присутствует на юге из-за событий в Сирии. И, несмотря на наши разногласия, мы должны поддерживать контакты и сотрудничать с Россией.
Но если украинская сторона будет придерживаться точки: те, кто вести никакого диалога с Россией — не наши друзья, это будет означать, что Украине остались друзья.
Что касается Турции, то мы не пойдем на компромисс со своими принципами, хотя и не изменит свое отношение к проблемам Крыма и Донбасса.
Турция заинтересована, чтобы Украина оставалась независимой и сохранил свой суверенитет и территориальную целостность. Нам нужно, чтобы Украина успешно осуществляет реформы и твердо стояли на ногах. Украинские чиновники знают и ценят эту позицию Турции.
Когда вы говорили о ЗСТ, подчеркнул он, что он предполагает увеличение инвестиций. Не секрет, что ситуация с иностранными инвестициями после обретения независимости не изменилось к лучшему...
Бизнес принимает во внимание общую ситуацию в стране, намерена инвестировать и ищет дружественных отношений между государствами. Дело нет никаких сомнений по поводу инвестирования в страны, с которыми Турция имеет серьезные противоречия. И крупнейшие турецкие компании, работающие в Украине, украинско-турецкой дружбы. Наши экономические контакты на сцене взлетно-посадочной полосы, и они имеют большой потенциал для роста.
Представители турецкого бизнес-сообщества меня часто спрашивают: "Должен ли я оставаться в Украине, если мы должны приехать в Украину и инвестировать?" Я всегда говорю: "пусть Украина будет в зоне вашего радара." Мы должны быть реалистами, потому что есть риски (как и в других странах). Тем не менее, есть положительная тенденция — изменения. Однако, я не хочу вводить в заблуждение турецких компаний, которые хотят инвестировать в вашу страну и подчеркнуть, что темп реформ не был так быстро, как хотелось бы инвесторам.
И как турецкие предприниматели оценивают текущий бизнес-климат в Украине, там плавал для новых инвестиций?
Жалобы наших бизнес-сообщества, и другие иностранные предприниматели, заинтересованные в целом ситуация с бизнес-климатом и верховенства права. Например, есть вопросы о том, как суды решают споры или попытки использовать суды для нечестных. Турецкие компании, чтобы почувствовать это. Конечно, мы понимаем, что через пару лет Украина не могла развиваться в Швейцарии. Собственного опыта мы знаем, что это займет время. Но вы должны поддерживать хороший темп.
Если говорить о новых шагах турецкого бизнеса, мы хотим увеличить количество рейсов между нашими странами. Турецкие авиалинии готовы увеличивать их в два раза. Проблема в том, что Украина еще не полностью созданы условия конкурса. Это плохо для украинских клиентов, которые заслуживают самое лучшее обслуживание по более низким ценам. Есть определенные протекционистские наклонности, которые ведут Украину обратно.
Вы назвали ряд претензий турецкого бизнеса в наш бизнес-климат. Можете ли вы назвать конкретные случаи, претензии и т. д.?
Ситуация с бизнес-климат улучшается, но коррупция, требуя взятки и подобные явления, как кажется, до сих пор ее структурный аспект. Расскажу вам об одной почти типичный случай. Прибыл маленький турецкий бизнесмен, который женат на украинке, в Украине с их оборудованием, чтобы открыть здесь завод. В таможне, через которую перевозили оборудование, он потребовал дополнительных денег, чтобы облегчить осмотр товара. С большим усилием ему удалось пройти таможенный и установить оборудование в своей небольшой завод, но теперь у него возникли аналогичные проблемы с подключением электричества. В этом положении, и Украины, и инвесторы теряют время. К счастью, ситуация начала меняться. В частности, бизнес-омбудсмен-это очень полезная структура для помощи компаниям, что несправедливо.
Я всегда предлагаю турецких компаний работать в соответствии с принципами новой Украины и отказаться от старых способов ведения бизнеса. Многие из них думают, что я слишком наивен, но постепенно часть из них понимает, что ситуация меняется, и становится все более уверенной борьбы с коррупцией. Увы, более крупные вопросы до сих пор остаются нерешенными. Я знаю одного очень крупного турецкого бизнеса группы, которая до сих пор не получили большой объем погашения долга от украинских организаций.
Под разными предлогами, даже не решений международных арбитражных судах, и в итоге это только вредит имиджу Украины.
Я знаю, что эта группа будет инвестировать в Украину, если вопрос будет окончательно решен.
В заключение нашей беседы, не политический вопрос. В 1990-е годы, Турция развита челночная торговля. А как сейчас торговля выглядит?
Сейчас ситуация очень отличается от того, что было раньше. Товарооборот между нашими странами составляет сейчас более институционализированным. Все больше и больше украинцев едут в Турцию для туризма и отдыха. В самом деле, туризм-это одна из историй нашего успеха. В 2016 году, когда число иностранных туристов в Турции значительно сократилось количество туристов из Украины увеличилось на 48%, превысив показатель в 1 млн. человек. Я надеюсь, что в этом году эта цифра возрастет еще на 15-20%. Думаю, эти туристы в Турции ходят по магазинам, но и для личного использования. В то же время, число турецких туристов в Украине также увеличилось: их стало примерно на 25% больше.
Категория: Автоновости
Соглашение о ЗСТ между Украиной и Турцией может быть подписан в 2018 году — посол